Конструкция и технология стыковки соединением «Вулкан»
Расстояния между соединителями в ряду и между рядами соединителей принимаются исходя из расчетных характеристик ленточного полотна. За счет этого происходит плотное соединение стыкуемых концов ленточного полотна. Благодаря отсутствию жестких связей между отдельными механическими соединителями, место соединения остается гибким, сохраняя все характеристики конвейерной ленты.
Такой способ стыковки требует специального подхода к контролю за качеством стыкового соединения и безопасностью его эксплуатации. Все эти особенности разработаны специалистами ООО «СПК-Стык» для каждого типоряда ленты (по разрывной прочности) и подтверждены положительными результатами испытаний в независимой лаборатории продукции горного машиностроения ОАО «НЦ Вост-НИИ», отражёнными в соответствующих протоколах.
Немаловажную роль для нового способа стыковки играет точность соблюдения технологии монтажа, изложенной в паспорте и руководстве. Только при этом гарантируются заявленные прочностные характеристики и срок службы стыка. Гарантийные обязательства, данные производителем стыкового соединения лент, напрямую зависят от качественного монтажа его элементов с помощью специального инструмента.
Компания «СПК-Стык» – единственный в РФ разработчик и производитель специального взрывозащищенного аккумуляторного инструмента для монтажа стыковых соединений «Вулкан». Для выполнения гарантийных и постгарантийных ремонтов в компании создано подразделение, оказывающее сервисные услуги.
Зачастую для ускорения ремонта стыка и уменьшения количества операций многие исполнители существенно отступают от технологии монтажа соединения, а также не применяют рекомендованный производителем специальный инструмент для разделки и монтажа стыкового соединения. Это приводит к уменьшению прочности стыка и сокращению срока его службы, а самое важное – к снижению безопасного его применения на высоконагруженных и грузолюдских ленточных конвейерах.
Существующие нормы безопасности, регламирующие применение механических стыков
Эксплуатация механических стыковых соединений конвейерных лент на промышленных предприятиях, в под схемных рудниках, угольных шахтах, в том числе опасных по газу и пыли, черной цветной металлургии, должна соответствовать следующим нормативным документам:
-ПБ 05-618-03 "Правила безопасности в угольных шахтах";
- РД 03-423-01 «Нормы безопасности на конвейерные ленты для опасных производственных объектов и методы испытания» п. 1.1. Настоящие Нормы безопасности распространяются на конвейерные ленты, применяющиеся на опасных производственных объектах, подведомственных Ростехнадзору России, в том числе на угольных и сланцевых шахтах, рудных шахтах, открытых разработках угля и других горючих полезных ископаемых, на предприятиях по обогащению полезных ископаемых и предприятиях черной и цветной металлургии;
- п. 2.4. Разрывная прочность стыковых соединений конвейрных лент по отношению к разрывной (номинальной) прочности ленты должна быть не менее 50% - для механических соединений резинотканевых многопрокладных лент.
Согласно РД-05-526-03 инструкции по безопасной перевозке людей ленточными конвейерами в подземных выработках угольных и сланцевых шахт:
-п. 5.3. "Стыковка лент должна производиться в соответствии с тредобованиями инструкций изготовителей конвейерных лент или изготовителей стыовочных материалов;
- допускается соединение тканевых лент участковых конвейеров при углах наклона выботки до 10° механическим способом (скобами) при условии обеспечения таких стыковым соединением прочности не менее 50% от фактической прочности ленты в режиме статического испытания;
-использование механического соединения лент, эксплуатируемых в выработках с углами наклона до 15°, допускается при условии обеспечения прочности сединения не менее 60% от фактической прочности ленты в режиме статического испытания.
Механические соединители должны быть допущены к применению Ростехнадзором России в установленном порядке».
Компанией «СПК-Стык» было проведено более 30 испытаний на прочность стыкового соединения «Вулкан» на разных типах конвейерных лент в ОАО «НЦ ВостНИИ».
Результаты проверенных испытаний подтвердили прочности стыкового соединения «Вулкан» свыше 60%, что соответствует условиям его применения на грузолюдских ленточных конвейерах.
На основании федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. (ред. от 31.12.2014) - Статья 7, п.2 - «Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия, техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: до начала применения на опасном производственном объекте …».
Заключение промышленной безопасности на соединение «Вулкан» в ОАО «НЦ ВостНИИ» компанией «СПК-Стык» было получено трижды:
- №7-386 от 28.05.2007 г. (рег. №68- ИД-04600-2007) после разработки соединения, перед проведением промышленных испытаний;
- №485-В от 15.10.2007 г. (рег. №8-ИД-07035-2007) перед плучением Разрешения Ростенадзора.
-№840-В от 29.09.2010 г. (рег. №68- ТУ-26482-2010) перед повторным получением Разрешения Ростехнадзора.
Конъюнктура рынка механических стыковых соединений
Предприятия РФ, приобретают и используют механические стыковые соединения, не требуя у поставщиков разрешительных документов. В связи с тим появилась необходимость осуществления контроля за получением экспертого заключения промышленной безопасности использования стыков.
Появившиеся на рынке торговые компании зачастую предлагают свою продукцию, не прошедшую ни одного испытания, игнорируя требования ПБ и прикрываясь письмами от различных экспертных организаций, которые трактуют статьи федерального закона №116-ФЗ [6] посвоему, при этом поясняя, что сертификация механических соединений и зключение экспертизы промышленной безопасности не требуется.
Вместе с тем Закон о промышленной безопасности устанавливает: «Эксплуатация механических соединений, не прошедших испытаний и не имеющих разрешительных документов, запрещена для применения на опасных производственных объектах, т.к. может привести к аварийным ситуациям».
Зачастую основным критерием выбора поставщика механических стыковых соединений служит коммерческая состаляющая - цена не полного комплекта, а за единицу соединителя, что, безусловно, ошибочно и недопустимо. Очевидно, стыковое соединеие - это прежде всего, техничкские изделия, применяемое на опасных производственных объектах комплетно, а не отдельными элементами. Протоколы проведенных испытаний экспертизы промышленной безопасности, сертификаты и разрешения выдаются на основании испытаний комплекта стыкового соединения в целом, т.е. - «стык пакета», а не отдельных его элементов. Массовые масшабы приобретают фальсификация результатов испытаий и мошеннические технико-коммерческие предложения.
Например, проводятся испытания на прочность комплекта соединителей, состоящего из девяти рядов - на ленту с разрывным усилием 1000 кН/м, а на продажу в тендер выставляется комплект соединителей, состоящий из пяти, семи рядов - на ленту с рызрывным усилием 1600 кН/м и выше, с указанием номера протокола испытаний ОАО «НЦ Вост-НИИ», но без его расшифровки.
Таким образом, в коммерческих предложениях происходит умышленная фальсификация разрешения на применение (протокола испытаний сертифицированной лаборатории) данного вида соединений на конкретные типы ленточных полотен.
Экономическая составляющая таких закупок также вызывает сомнение. При приобретении поддельной продукции по более низкой цене из-за ее низкого качества, формы и конструктива шайбы, многократно увеличивается расход количества соединителей для обеспечения прочности и срока службы соединения, что в свою очередь увеличивает затраты и трудоемкость при установке.
ВЫВОДЫ
1. Завод-изготовитель должен предоставить паспорт стыкового соединения, в котором изображена схема разделки и стыковки для каждого «стык-пакета», расчитаного на разрывную прочность применяемого ленточного полотна, и допускать использования комплекта соединения для стыковки только на то разрывное усилие ленточного полотна, при котором производились испытания и был получен положительный резльтат, подтвержающий прочность стыка.
2. Каждый «стык-пакет» должен снабжаться протоколом испытания в ОАО «НЦ Вост-НИИ», в котором указывается разрывная прочность, при которой производятся испытания и содержать рекомендацию по применению при этой или меньшей разрывной прочности ленты.
3. Форма протокола испытаний, которую предлагает ОАО «НЦ Вост-НИИ», не до конца позволяет раскрыть всю необходимую информацию. Считаем правильным заносить в протокол испытаний следующую дополнительную информацию:
- наименование комплекта «стык-пакета» (количество соединителей в стыке);
- описание технологии монтажа;
- схему разделки;
- рядность стыка;
- фото соединения перед испытанием;
- фото результата испытания;
- фото значения результата испытания на приборе;
- вывод о возможности применения на определенном типе ленточного полотна, имеющего соответствующее проведенным испытаниям разрывное усилие.
4. ОАО «НЦ ВостНИИ» или другая сертифицированная лаборатория, понимая, что ее сертификаты испытаний открывают дорогу «стык-пакету» для его применения на всех предприятиях РФ, должна предоставлять подробные результаты этих испытаний по запросу любого предприятия, а также в свободном доступе.
5. Технадзор предприятия должен требовать с работников, эксплуатирующих ленточные конвейеры, четкого соблюдения способа и методов стыковки ленточных полотен, а также соответствие выданной документации практическому применению на опасном производственном объекте с учетом разрывной прочности и условий эксплуатации.
6. Отделы снабжения и работники механических служб предприятий при выборе поставщика и получении продукции должны требовать от них предоставления следующих документов:
- схему стыковки для каждого «стык-пакета» с учетом разрывной прочности применяемого ленточного полотна;
- протоколы испытаний на каждый тип «стык-пакета» в соответствии с применяемым ленточным полотном по разрывному усилию, предоставленные аккредитованными лабораториями РФ;
- сертификат ЕТС;
- заключение экспертизы промышленной безопасности (добровольную сертификацию). Только выполнение всех вышеперечисленных условий и соблюдение ПБ ведет к безопасному использованию и эксплуатации ленточных конвейеров в целом.
7. Письмо №07.00.04/209 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростех- надзор) «О разъяснении требований» от 25.02.2015 г.
Источники информации:
1. Патент №54629 «Механический соединитель резинотканевых транспортных лент «Вулкан» Заявка №2006102123 от 25 января 2006 г.
2. Паспорт «Вулкан» МПСРКЛИЕМ.001.ПС 21 мая 2007 г.
3. ПБ 0561803 «Правила безопасности в угольных шахтах» Регистрационный №4737 от 5 июня 2003 г.
4. РД 0342301 «Нормы безопасности на конвейерные ленты для опасных производственных объектов и методы испытания» от 26 июня 2001 г. п 1.1, 2.4
5. РД0552603 «Инструкции по безопасной перевозке людей ленточными конвейерами в под земных выработках угольных и сланцевых шахт» Регистрационный №4230 от 30 декабря 2002 г. п 5.3.
6. Федеральный закона №116ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 (ред. от 31.12.2014). Статья 7. п. 2.
7. Письмо №07.00.04/209 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) «О разъяснении требований» от 25.02.2015 г.